Обрезание. История, Традиции и Религия
Материалы совместного XVIII конгресса Европейской ассоциации урологов (EAU) и XIV конгресса Европейского общества детских урологов (ESPU) Мадрид 12-15марта 2003.
Обрезание известно с незапамятных времен и вместе с трепанацией черепа считается одной из наиболее древних хирургических операций выполненных человеком. В некрополе Сахары на берегах древнего Нила, обнаружено первая значительная запись Церемонии обрезания в 2400 году до нашей эры. На стенах гробницы Фараона Анкхамора обнаружен барельеф запечатляющий сцену, на которой, в большой вероятностью, выполняется ритуальное обрезание у молодого юноши (Рис.2).
Рис.1. Сцена обрезания на стенах некрополя в Сахаре. Египет, 2400 до н.э.
|
Обрезание в религии Иудаизма
Позднее в соответствии с Old Testament (Святое писание Талмуд), обрезание у евреев было введено Абрамом, к которому Господь обратился с речью «каждый мальчик вокруг тебя должен быть обрезан». Обещание это Абрамом было выполнено, и наследовалось на земле Канаана (Canaan), без попыток изменения как религиозный обряд посвящения в веру.
Это стало обязанностью каждого отца еврея сделать своему сыну обрезание. Евреи традиционно обрезали крайнюю плоть в строгом соответствии с ритуалом. Человек, который выполнял хирургическое вмешательcтво, назывался мохел (mohel), и был верным и практическим единомышленником всех заповедей Иудаизма.
В средние века церемония выполнялась преимущественно в Синагоге
Рис.2. Сцена обрезания в доме Датского еврея. Гравюра B.Picart, Амстердам 1739
|
Рис. 3. Серебрянный нож, который использвался для обрезания
Нидерланды, начало 16 века. |
A | Б |
Рис.4 А. Титульная страница рукописной книги, которую использовал мохел (Венна 1728г.) Книга содержит детальные инструкции по ритуалу обрезания. Б. Инструменты и обязательная утварь обряда обрезания
|
Обрезание в Исламском мире – Оттаманской Империи (the Ottoman Empire)
Обрезание проводят во всем Исламском мире(Рис.5). Это традиционный, но не обязательный акт, поскольку в Коране (главной книге Ислама) нет специальных указаний по этому поводу. Однако, фестивали относящиеся к этому ритуалу существуют в различных регионах и местных культурах.
Рис.5. Процедура иссечения крайней плоти (Fatih National Library Istanbul)
|
В Оттоманской Империи (Турция) серемония обрезания была важным социальным событием, особенно когда обрезание проводили принцам королевской семьи. В таких случаях вместе с сыновьями Султана хирургическую процедуру обрезания проходили еще от 3000 до 10 000 мальчиков из среднего социального класса (Рис.6,7).
Рис.6. Два принца едут в украшенной карете во время ритуала обрезания (Topcapi and Palace Museum Library)
|
Рис.7. Принцы во время ритуала обрезания идут вместе с придворными во Дворец Topcapi высокого ранга во Дворец Topcapi
(Topcapi and Palace Museum Library) |
Это событие было всегда организовано как огромный праздник, который продолжался 10-15 дней, а в отдельных случаях даже до 55 дней.
Согласно с действующим обычаям ритуала обрезания праздник имел большую программу развлечений. Султан и гости пира отведывали специально приготовленные деликатесы, наблюдали за спортивными состязаниями, фейерверками, слушали народные песни, смотрели драматические постановки и зажигательные национальные танцы.
Обряд Обрезания в Африке
Обрезание у мужчин и ритуальные повреждения половых органов у женщин имеют общее объяснение. Человечество в основе своей разделено на два пола. И для людей важно было определить истинный пол человека. Гипертрофированный клитор может напоминать половой член, а малые половые губы – крайнюю плоть. Существует мнение у ряда народов мира, что крайняя плоть представляет собой остаток малых половых губ. Поэтому для подтверждения истинно мужского пола было необходимо удалить все, по их мнению, вторичные признаки женского (крайнюю плоть).
В Африке существует два варианта процедуры обрезания. В Центральной и Западной Африке, а так же на острове Мадагаскар, крайнюю плоть отсекают одним движением. Иссечение препуциального мешка по венечной борозде практикуют преимущественно Масаии в Восточной Африке.
Рис.8. А. Вид полового члена после обрезания. Б. Молодой человек на своей кровати после выполненного обрезания.
|
Рис.9. «Лечебные» процедуты (промывания) после обрезания.
|
Традиционные ритуалы и обряды имеют важное значение в социальной жизни каждого человека при переходе из одного периода жизни в другой, а так же при перемене его социального статуса. У многих народов существует традиция ознаменовывать переход из детства во взрослую жизнь через обряд посвящения. Очень часто подобные ритуалы в завершаюшей фазе связаны с различными манипуляциями на половых органах. Обряд посвящения может длиться довольно продолжительный период. В течении этого времени кандидаты живут обособленной жизнью в отдельных лагерях вдали от родственников и обучаются необходимым знаниям и навыкам самостоятельной взрослой жизни. В течение обряда повящения молодые люди проходят символический ритуал смерти и возрождения.
Рис.10. Мальчишки в новых белых одеждах ожидают финальной церемонии обряда посвящения.
|
Новая обежда и другая стрижка на голове символизируют смену статуса данного человека в обществе (племени). Претенденты ( молодые люди прошедшие обряд посвящения считаются полноправными уважаемыми членами племени, имеющими право создать семью. Время проведения обряда посвящения обычно совпадает с пубертатным возрастом (Рис.10.)
Обрезание у мужчин или хирургические процедуры на органах гениталий у женщин выполняемые у разных народов разными способами считаются одним из главных составных частей обряда посвящения (вступления во взрослую жизнь).